Антикоррупционный запрет
на получение отдельными категориями лиц подарков и иных
вознаграждений в связи с выполнением служебных
(должностных) обязанностей
ПАМЯТКА
Настоящая памятка разъясняет основные обязанности, связанные с соблюдением антикоррупционного запрета на получение отдельными категориями лиц подарков и иных вознаграждений в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей.
Предназначена для государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности и иных лиц.
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В настоящей памятке под «подарком» понимаются безвозмездно переданные в собственность вещи, денежные и иные вознаграждения, ссуды, предоставление услуг, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов.
Подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями - подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).
Получение подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей - получение лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением (статья 572 ГК РФ).
Подарком признается не только какая-то вещь, но и имущественное право или освобождение от имущественной обязанности. Главными признаками подарка являются безвозмездность и переход в собственность одаряемого. Подарок предлагается без ожидания аналогичных ответных действий или соответствующей платы со стороны одаряемого. Вместе с тем, когда у одаряемого возникает обязанность в обмен на подарок выполнить определенные действия, связанные со служебным положением получателя, подарок может расцениваться как взятка. К категории таких подарков относятся и подарочные карты с денежным номиналом, так как они фактически представляют собой в некоторой степени завуалированную передачу наличных денег.
Признаком дарения служит отсутствие какого бы то ни было встречного удовлетворения.
ЗАПРЕЩЕНИЕ ДАРЕНИЯ
Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации:
Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:
- работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
- лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Подпункт 7 пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»:
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.
Статья 13.3. Федерального закона «О противодействии коррупции»:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 17 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Подпункт 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»:
В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
При выяснении вопроса о наличии связи подарка с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей необходимо принимать во внимание взаимоотношения одаряемого с дарителем и обстоятельства вручения подарка.
Должностному лицу следует избегать получения (отказываться от получения) подарков от подчиненных, представителей поднадзорных (подконтрольных) органов и организаций, участников судопроизводства либо иного порядка рассмотрения дел, в которых оно принимает или принимало участие, граждан, обращения которых оно рассматривает или рассматривало, либо их представителей.
При обнаружении должностным лицом подарка, оставленного для него одним из таких лиц на его рабочем месте, рекомендуется принять меры для возвращения подарка оставившему его лицу, а в случае невозможности его возврата (например, в связи с отсутствием контактных данных лица, оставившего подарок) незамедлительно письменно уведомить об этом подразделение (должностное лицо) органа или организации, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, одновременно сдав подарок в уполномоченное подразделение. Дальнейшая судьба такого подарка должна решаться комиссией органа или организации, при этом возврат такого подарка должностному лицу и его выкуп в названном случае невозможны.
Получение подарков родственниками должностного лица, на которого распространяется запрет, от лиц, заинтересованных в использовании им своего служебного положения и статуса для предоставления таким лицам необоснованных преимуществ, также может быть вызвано желанием дарителя обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения должностного лица.
Поскольку получение подарка в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей является коррупционным правонарушением, настойчивые неоднократные предложения принять подарок, исходящие от лица, заинтересованного в использовании должностного положения служащего, следует расценивать как склонение к совершению коррупционного правонарушения, о чем государственный или муниципальный служащий должен уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности уведомлять об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрет на получение подарков должностными лицами не распространяется
на случаи дарения в связи с:
- протокольными мероприятиями,
- служебными командировками,
- другими официальными мероприятиями.
Такие подарки признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган.
Лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с официальным мероприятием, может его выкупить в установленном порядке.
Денежное вознаграждение, вручаемое одновременно с поощрением (наградой), является его составной частью в случае, если данное вознаграждение предусмотрено нормативным правовым актов, регулирующим порядок вручения соответствующего поощрения (награды). В этой связи должностное лицо вправе получать от имени государственных (муниципальных) органов, иных организаций ценные подарки, вручаемые в качестве поощрения (награды), с одновременной выплатой денежного вознаграждения. При этом получение таких поощрений (наград) не исключает возможность возникновения конфликта интересов.
К случаям получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями относятся факты оставления организаторами мероприятия в гостиничном номере подарков и сувениров, а также вручения подарков от имени участвующих в мероприятиях делегаций в перерыве между мероприятиями или после их окончания.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
На кого распространяется запрет на получение подарков?
Законодательством Российской Федерации определен следующий субъектный состав лиц, на которых распространяется его действие:
1) лица, замещающие государственные должности Курской области, муниципальные должности;
2) государственные и муниципальные служащие;
3) иные лица.
Не влечет обязанности по уведомлению получение подарков, не связанных с должностным положением государственного (муниципального) служащего или исполнением им служебных обязанностей (подарки от родственников и иных близких лиц, которые при этом одновременно не являются лицами, в отношении которых государственный (муниципальный) служащий прямо либо косвенно осуществляет функции управления, контроля или надзора, включая лиц, которые имеют или могут иметь личную заинтересованность в использовании государственным (муниципальным) служащим своего служебного положения и статуса для предоставления таким лицам необоснованных преимуществ, в том числе нематериального характера).
Вместе с тем получение крупных (дорогостоящих) подарков может в последующем рассматриваться как наличие имущественных (финансовых) отношений одаряемого с дарителем. Указанное обстоятельство может быть значимо для установления вероятного конфликта интересов.
Особенности правового регулирования получения подарков в организациях
Федеральный закон «О противодействии коррупции» распространяет ряд антикоррупционных правовых механизмов не только на государственных служащих, но и на должностных лиц организаций.
При этом законодатель исходит из того, что правовое положение должностных лиц соответствующих организаций сопряжено с повышенными коррупционными рисками, которые предопределены такими особенностями их правового статуса как: формирование имущества за счет государственного органа субъекта Российской Федерации, наделение помимо общегражданских прав и обязанностей целым рядом публично-правовых полномочий, реализация которых затрагивает значительную часть населения региона.
Данные организации обладают рядом особенностей и разнообразным правовым статусом.
Правовой статус организаций, создаваемых на основании законов субъекта Российской Федерации, индивидуален, поскольку регулируется законом, в силу которого данное юридическое лицо образовано.
Особенности антикоррупционных стандартов должны быть направлены на решение двух основных задач:
1) ограничить круг возможных действий работника, которые могут привести к его попаданию в ситуацию конфликта интересов (например, получение подарка или предложения о работе по совместительству от организации-конкурента могут в дальнейшем побудить работника совершить те или иные действия в пользу такой организации, идущие вразрез с его трудовыми обязанностями; установление соответствующих антикоррупционных стандартов на получение подарков и работу по совместительству позволят предупредить попадание работника в такую этически спорную ситуацию);
2) затруднить осуществление или сокрытие уже имевших место коррупционных правонарушений.
Следует иметь в виду, что антикоррупционные стандарты имеют более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с недопустимостью совершения коррупционных правонарушений. В данные стандарты следует включить положения, устанавливающие ряд правил (порядков) поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом.
Получение подарка делает работника в определенной степени обязанным дарителю; в связи с этим подарки часто используются для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений. Получение даже незначительных по стоимости подарков может быть при наличии определенных обстоятельств квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп. Устанавливая антикоррупционные стандарты в данной сфере, рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками организаций, так и дарению подарков от имени организации. В первом случае получение работником организации подарка от лица, в отношении которого он наделен теми или иными управленческими или распределительными полномочиями, а также от иных заинтересованных сторон (например, от конкурентов) может послужить причиной отступления им от объективного и беспристрастного исполнения своих трудовых обязанностей. Подарок также может быть «оплатой» за уже совершенные работником неправомерные действия.
В этой связи особенно жесткие антикоррупционные стандарты должны быть установлены в части дарения подарков тем категориям лиц, для которых установлены законодательные запреты и ограничения на получение подарков: лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, работников отдельных категорий организаций.
Кроме регулирования вопросов дарения и получения подарков, организации следует обратить внимание на регулирование представительских расходов, используемых на оплату деловых поездок, проведение конференций, иных мероприятий, оплату питания, проживания, развлечения деловых партнеров. Следует иметь в виду, что такие расходы также могут использоваться в качестве «прикрытия» для коррупционных платежей, в связи с чем организации рекомендуется предусмотреть:
- условия получения сотрудниками средств для оплаты такого рода расходов, например, необходимость согласования их получения с антикоррупционным подразделением;
- механизмы последующего контроля использования таких расходов в соответствии с заявленными целями.
Одновременно в локальных нормативных актах организации, например, в антикоррупционной политике организации, следует установить прямой запрет на получение и дачу подарков. При этом следует обратить внимание на то, что, хотя в Уголовном кодексе Российской Федерации взяткой признается только непосредственно передача денежных средств, иных ценностей взяткополучателю, в ряде зарубежных стран взяткой будет считаться также предложение, обещание, одобрение взятки, а также испрашивание и согласие на получение взятки. В этой связи организациями, в первую очередь ведущим внешнеэкономическую деятельность или имеющим зарубежных контрагентов, рекомендуется предусматривать запрет на все указанные неправомерные действия.