О.А. Мальчихина
Специалист по работе с семьёй отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района"
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в СОП и ТЖС, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.
Эффективные методы работы специалиста:
Наиболее эффективные и широко применяемые методы работы специалиста по работе с семьёй: консультации, индивидуальные консультации, патронаж, убеждение, внушение, порицание, побуждение, воспитывающие ситуации, инструктирование.
Методы социальной работы – совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов, с помощью которых осуществляется социальная работа.
Большое место в социальной практике занимают педагогические методы: формирование сознания личности (понятия, суждения, убеждения, оценки); организация познавательной, практической деятельности в поведении (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); стимулирование деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.); психолого-педагогическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация.
Метод социального патронажа. Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке. Основная цель социального патронажа - комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации.
При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам. Специалист не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом. В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях рекомендуется: не отвечать грубостью, не повышать голос на собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять двумя специалистами либо в союзе с представителями ОМВД, КДН, органов опеки и попечительства. Специалист должен помнить, что его главный аргумент – защита прав и интересов несовершеннолетних.
Метод информирования в социальной работе – самый распространенный. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, медицинского, нравственно – эстетического, психолого – педагогического, социально – бытового хварактера.
Метод консультирования. Это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного благополучия. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным. Консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.
Метод убеждения. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Этот метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать — значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, опираясь на внушение, т.е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением.Убеждение может проходить в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, диспута, примера, внушения.Сильнодействующий метод убеждения — пример.Пример может быть реализован через рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности. Возможности этого метода велики: с его помощью можно иллюстрировать, конкретизировать проблему, связывать теорию с практикой, имеющимся опытом.
Метод внушения. Состоит в аргументированном словесном воздействии на членов семьи с целью изменения их мнения, установок и отношений. Усиливают эффект внушения использование определенного эмоционального фона. Внушение имеет эмоционально-волевую окраску и основывается на доверии.
Из истории семьи Ситниковского сельского поселения.
Семья неполная, состоит из трёх человек: мать, сожитель (биологический отец ребёнка, в свидетельстве о рождении не числится), несовершеннолетний 8 лет. Мать самоустраняется от выполнения родительских обязанностей, совместно с сожителем употребляли спиртные напитки, трудового стажа не имеют, мать не приспособлена вести домашнее хозяйство, в квартире часто бывает грязно, беспорядок. С момента рождения воспитанием ребёнка не занималась, должным образом не ухаживала за ними, продукты питания в недостаточном количестве, постельные принадлежности отсутствуют, несовершеннолетний ходил в грязных вещах.
В связи с чем, ребёнок стал отставать в своём развитии, стал склонен к простудным заболеваниям, заразился инфекционным заболеванием микроспорией. Для ребёнка существовала угроза для жизни и здоровья.
Ребёнок от матери получал недостаточное педагогическое воздействие, так как мать малограмотна, навыки самообслуживания в семье не привиты. Несовершеннолетний по причине болезни долгое время не посещал образовательное учреждение.
Семья поставлена на учет в отделение профилактики, как семья, находящаяся в социально опасном положении.
Специалистами Центра проводились следующие мероприятия:
После проведения реабилитационных мероприятий с семьей микроклимат в семье улучшился, мама прошла курс лечения от алкогольной зависимости, стала больше уделять внимания воспитанию, содержанию, обучению ребёнка. Улучшены санитарно – гигиенические условия проживания несовершеннолетнего. Мать и сожитель подрабатывают у односельчан на подворьях.
Результат: используя методы социального патронажа, консультирования, информирования, убеждения, внушения семья снимается с банка данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении с положительной динамикой.
Метод побуждения. Главное здесь — нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение — важнейший метод воспитания, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми нормами. Побуждение в межличностных отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.
Метод поощрения. Методы поощрения и порицания используются также и для оценки деятельности людей. В поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида. Механизм действия поощрения основан на возбуждении положительных эмоций, которые вселяют уверенность, создают приятный настрой, повышают ответственность клиента. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность или просто пожатие руки.
Метод порицания. Порицание — это реакция на нежелательные деятельность и поведение. Для того, чтобы этот метод был эффективным, необходимо соблюдать ряд педагогических требований:
а) конкретность порицания — за определенную деятельность или поступок;
б) индивидуальный подход — необходимо учитывать характер совершенного поступка в связи с личностью индивида;
в) нельзя высказывать порицание, находясь в состоянии раздражения;
г) требуется своевременность и обязательность в применении порицания, формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
Из истории семьи Хомутинского с/ поселения:
Семья состоит из 5-ти человек: мать, сожитель (биологический отец детей, в свидетельстве о рождении детей не числится) и трое детей. Даная семья приезжая и практически сразу была поставлена на учет, как семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации. Мать не имела представления о жизни в деревне, не умела топить печь, сажать огород, не могла вести домашнее хозяйство, поддерживать порядок в доме, стирать одежду.
В доме наблюдались антисанитарные условия. С семьей проведена огромная реабилитационная работа. Специалисты отделения установили с мамой контакт.
В работе с мамой применяются методы работы: методы побуждения, поощрения, порицания. Работа была направлена на то, что дома необходимо поддерживать порядок, специалисты Центра совместно с мамой делали уборку в доме, учила ее стирать вещи, сажать огород, ухаживать за домашними животными. Семье неоднократно оказывалась вещевая гуманитарная помощь, как для детей, так и для матери.
Специалисты отделения поддерживают связь с мамой по мобильному телефону в любое время и всегда дают необходимый совет. Мама принимает любую помощь, легко идет на контакт, делится своими достижениями, старается исправить ситуацию, в случае необходимости сама выходит на связь со специалистами, принимает любую помощь.
Результат: работа с данной семьей продолжается, хотя значительно улучшилась обстановка в семье.
Инструктирование: наиболее мягкий метод организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование). Наиболее широко применяется инструктирование по профилактике детского травматизма, в летний период «Соблюдение мер предосторожности на водных объектах», «Предотвращение несчастных случаев на водных объектах», в зимний период инструктирование по технике пожарной безопасности. Раздаются наглядные методические пособия, буклеты.
Приёмы – это подход, действие, направленное на осуществление поставленных целей.
Воспитательные мероприятия могут включать организацию в семье трудовой деятельности, семейного вечера и праздника (Пасха, Масленица, Рождество и пр.), семейного чтения. (Мероприятия: «Детство без слёз», «Какой я родитель?», «Лучик солнца - доброта», «Здоровье детей – забота родителей»).
Проводятся «круглые столы», которые раскрывают значение семьи в формировании личности ребенка, учат взглянуть на семью глазами ребенка, проблемы здоровья детей, общения родителей и детей, непослушание ребенка, проблемы «дети и деньги», беспокойных подростков и другие, предлагают способы перехода от противостояния к сотрудничеству родителей и детей.
Наш опыт показал, что очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Этот показатель напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи, недостаточность детских внешкольных организаций и т.п.).
В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов центра, КДН и школ в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы.
Регулярный патронаж, социальный контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и центра позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.
Самое главное – нужно любить свою профессию, несмотря на порой возникающие затруднения, которые встречаются на профессиональном пути!
Мальчихина Ольга Александровна
Специалист по работе с семьёй отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района".
646620 Омская область, Нижнеомский район, село Нижняя Омка, улица Кооперативная, 14.
Телефон: 8 (38165) 2-31-64